1
Отдых и путешествия, свои фотографии, видео, истории... / В Норвегию без денег и четкого плана майские 2018
« : 28 Май 2018, 17:23:50 »
Давно хотели поехать в Норвегию. Видели отчеты других людей. И вот запланировали на май. Виза была эстонская, получена под новогоднее путешествие в Эстонию, а вот денег что-то так и не наскоблили, поэтому до последнего момента и не думали, что поедем. Деньги ушли на отдых в Израиле, новогодние в Эстонии на машине, плюс куча мелких поездок типа Белоруссии и ближайших областей. В общем на месте не сидели. Т.к. и не надеялись вырваться то иотчеты подробно не читали, места не гуглили.
Все решились буквально за день, закинули с женой теплую одежду, палатки спальники в багажник, горелки, газ, турпосуду, 2 баклахи по 5л воды, крупы, тушонки и выехали. Перед поездкой поменял старые тормоза на комплект от RS, при этом поменял все фильтры, масло, так что машина была готова.
Главными точками решили посетить Киркинес, т.к. по службе наблюдал там за военными судами и в живую хотел посмотреть, Нордкап типа гламурного северного края европы, фьерды по пути, Тромсе с выходом в Норвежское море и на обратном пути в РФ посетить Трери́ксрё́сет место пересечения трех границ Норвегии, Швеции и Финляндии, где можно бегать по кругу, отмечаясь в каждой стране, ну и что найдем по пути, то все наше.
Ехать решили через Мурманск, хотя и навигатор и отчеты других людей вели через финляндию через Ивало, но мы решили пойти своим путем.
В 3.30 2го мая встретили рассвет где-то по пути на Кандалакшу. За фото заранее прошу прощения, в прошлых отчетах фото делали полупрофессионалы на дорогом оборудовании, мы делали фото на мыльницу и телефон.
Перед Кандалакшей начались наши красоты в виде гор
В Мурманске посетили Алешу
С котом Семеном на дорожку
Ждущая
И чуть погуляли по городу. А вот о главном зыбыли. О гринкарте. Вспомнили о ней только подъезжая к Заполярному и понимая, что ларьков с надписью "Гринкарта" мы не видели ни одного. На заправке нас отправили в гостиницу в Никель, а там мы узнали, что надо ехать на заправку Роснефти в Никеле. В Никеле я был в командировке проездом в Раякоски, город добавил впечатлений к полузаброшенным городам типа Туманного. Для жителя северной столицы оставляет несгладимое впечатление.
На заправке нам дали телефон женщины, та запросила данные на машину, данные паспорта и минут через 15ть привезла гринкарту. Мы за это время дозаправились до полного бака и запрятали тушенку. Время было 22.00, женщина с гринкартой что-то непонятное говорила про погран переход. На самом погран переходе в Борисоглебском оказалось, что он не круглосуточный, а работает с 7.30 до 21.30, а мы то уже привыкли к хорошему. И все ближайшие переходы тоже закрыты. Вернулись в Никель и погуглив цены на гостиницы легли спать в машине.
Поэтому кто поедет так же как мы, то купите гринкарту заранее и выбирайте время тщательнее.
3 мая в 7.30 утра мы на погран переходе были вторыми. Наш таможенник долго шмонал, обыскивал все сумки и все нычки в машине, подкапотку, тушенку не нашел и что там еще искал тоже.
На норвежской таможне поразило здание, балки крыши ее доходили до земли, а снаружи здание как здание.
Норвежский таможенник долго пытался понять как мы собираемся выезжать из Норвегии, т.к. название Трери́ксрё́сет я никак не мог вспомнить и выговорить, их устроил пункт проезда Салла, где мы изначально планировали выезд, плюс попросил распечатку с карты, у меня оказалась на телефоне смс с последней покупкой и остатком на карте, его это устроило. При беглом осмотре авто только попросил снять все ароматизаторы с салонного зеркала, т.к. норвежская полиция к ним придирается, как к ограничителю обзора. В дьютик не заезжали, т.к. планировали очень бюджетно провести выходные.
И вот первый тонель
И мы над Киркинесом готовим на горелке утренний кофе с живописным видом.
Навестили памятник советскому солдату. Памятник ухоженный, со свежими цветами.
На центральной площади историческая выставка фото и памятник гуглится как Матери и Война
Но на месте мы прочитали, что эта дама организовала первый деткий лагерь. где производила обучение местных детей. На фото население мало чем отличается от тех, что у наз называют чукча.
Вроде и говорят, что в Киркинесе много русских, но мы не встретили ни одного.
Рядом с русским посольством нашли табличку о бедном Фруде Берга, арестованном в Москве. Кому интересно, могу кинуть одну ссылку
Военных кораблей и их баз не видно, а где может и видно, там таблички предупреждающие о запретных зонах. Испытывать судьбу не стали, и не смотря на вопли навигатора поехали более длинным, но как нам показалось более живописным маршрутом на Нордкап.
По пути местное творчество
Повторюсь, отчеты мы подробно не читали, поездка была экспромтом, может и проехали что-то более интересное, но нам увиденное понравилось.
Первое знакомство с оленями
По пути попалась кирха, нагуглилась как Tana kirke at Rustefjelbma.
Рядом есть табличка на русском языке "В память о пожарах и разрушениях, принудительной эвакуации, бегстве и освобождении осенью 1944 года." Суть ее в том, что немцы при отступлении из Норвегии применили тактику выжженной земли в Финмарке и Северном Тромсё, много гражданских погибло. Освободила ее Красная армия, остановившаяся в этом поселке в ноябре 1944 года. Не знаю какой из нагуглившихся ресурсов сюда привести, в общем кому будет интересно, нагуглит. Мы сюда попали случайно.
И вот за очередным поворотом нам открылся вид первого фьерда Tanafjorden:
Вроде ничего не обычного, коса Баренцева моря как будто разрезала землю острым предметом, но все равно захватывает. Фьердов мы наснимали много, но на мониторе все равно не передать всей красоты.
По этому поводу решили устроить в живописном месте обед:
И далее дорога шла через снежную долину, где местные до сих пор рассекают на снегоходах
Porsangerfjorden
На сам Нордкап ведет череда тоннелей.
Чаще они просто сквозь горы. А вот на остров ведет тонель с уклоном 10% и длиной около 5 км. Где-то нам нагуглилось, что платный, мы проехали туда и обратно бесплатно. На сам мыс тоже заехали бесплатно. Шлагбаум был открыт.
Нордкап
На мысу было +3 и сильный ветер. Помимо нас оказалась местная машина с лыжниками, поставившими палатку в монументе детского творчества и Ленд ровер из Питера. Потом приехал мерседес с датскими номерами и не славянской молодежью, пешком им пройти было влом и они проехали по пешеходной дорожке до самого глобуса, благо не долго там тусили и замерзнув, уехали.
Вид на Баренцево море
Толи погода так сыграла, толи еще что, но как-то мы этим местом не впечатлилсь, был бы вход платным, былоб еще печальнее. Дорога вдоль скал и по тоннелям нас впечатлила больше
Кстати, если кто еще поедет в мае на Нордкап, хоть дорогу и чистят, но сильным ветром сугробы все равно сметает на дорогу и местами на лете не очень приятно.
В отчетах читал, что люди останавливались ночевать прямо на парковке на этом мысу. Но как-то погода к такому не располагала. По пути на Нордкап заезжали в Хоннингсвог в магазин Remi 1000 на разведку. В отчетах читал разницу в ценах в 4ре раза по сравнению с российскими, что у людей на таможне отобрали консервы и они чуть ли не голодали. Я не знаю что это за тушенка была. У нас дешевле 100р уже не тушенка, да и за 150р еще попробуй нормальную найти. А тут в районе 150р на наши (курс кроны около 8р за крону) вполне себе консервы и рыба и мясо, забегая вперед, из привезенной с собой мы через силу сьели только одну банку, в остальном питались местными консервами, рыбой, креветками. Ценник на хлеб удивил только, около 300р за батон. Пиво около 250р за банку, после Германии нас совсем не удивило. В общем купили пива на вечер, закусок, консервов, питьевой воды и безалкогольного пива в дорогу, чек вышел в 1500р и двинулись дальше.
Вообще не ожидали, что с такими частыми остановками и зависанием на каждом повороте мы за день доедем до Нордкапа, думал заночуем раньше. В общем на ночевку решили вставать по пути в Тромсё. В Olderfjord администратора кемпинга не было, ценник нигде не висит, туалетная комната открыта, чистая, душ мы не посмотрели, но можно встать, заночевать, воспользоваться удобствами и до приезда администратора уехать. Мы же решили проехать дальше по шоссе Е6 и нашли бесплатный закуток для отдыха вне дороги. Кругом снег, сильный ветер, палатку решили не ставить и ночевать в машине, перекинув вещи на передние сидения и разложив задние в багажник, образовав прекрасное место для сна. Еще ночуя у Никеля выработали методу, что пакуемся в спальники, прогреваем салон, глушим авто, кто первый встает, включает зажигание и печку и прогревает салон, чтоб не холодно было выползать из спальников. Так этой методе и следовали дальше.
4 мая. Для ночевки спрятались от ветра и лишних глаз за рефрежератором
В принципе ни за ночь ни за утро ни кто на парковку не заезжал и нас не тревожил. С утра завтрак на горелке овсянка с сухофруктами и, вот тут мы взяли такое излишество, как турка для кофе. Ветрище утром не стих. И если котел ветрозащита горелки облегала более менее, то турку обнять она не могла никак. И ветер задувая сверху через ветрозащиту опускал пламя вниз, сжег им напрочь пьезорозжиг и прокладку газовой трубки, что пламя пошло уже от туда. От ветра старался даже сумками закрыть
Благо я вовремя это заметил, выключил газ и у нас с собой была вторая горелка. Больше кофе в турке не готовили. Местность далее была равнинная, скучна. Местами попадались олени. Мы к ним привыкли с первого дня. Первую встречу на видео не засняли, зато потом с регистратора слил видео, качество не очень, можно посмотреть по ссылке на google диске. Заодно видна ширина и качество дорог. Обочины нет. Местные разъезжаются не притормаживая. При чем на дороге такой ширины и даже кажется местами уже мы разъезжались с фурами и автобусами. Потом приноровились к тесноте и габаритам и тоже уже не притормаживали.
Вожу я обычно один. У жены права есть, но стажа нет. Посмотрели мы на местный трафик и пустил ее за руль, чтоб привыкла рулить, ручку переключать и вообще к машине. Скоростной режим 80 км/ч, местные на этих участках тоже не гоняют. Да и вообще машин очень мало. И народ за рулем спокойный, размеренный. У нас я временами сам боюсь маневров окружающих.
По пути к Алта состоялась первая заправка, на смеси английского и норвежского мы с заправщиком поняли друг друга. А вот цены на горючее странные. Ладно в Европе нет своей нефти, но Норвегия же нефтедобывающая, а дизель 119р за литр, 5000р заправка!
По дороге
У Алта дороги улучшились, мы даже подумывали, а не появится ли что-то типа автобана. Но дорога хорошая была только перед и после городка. Внутри Алта на карте достопримечательностей не нашли и проехали его мимо.
По пути попадались на разный вкус водопады из тающего снега
Крупных водопадов мы на карте не нашли.
На каждом шагу с живописными видами есть широкая парковка, где можно спокойно встать и насладиться видом.
Немного видов по пути
На пляже в Burfjord хоть купайся
Но прохладно
Тут мы нашли информацию о пароме в Тромсё. Т.к. туда заезжать и выезжать надо по одной и той же дороге с ходу решили разнообразить поездку.
Заезжали в ближайшие кемпинги с вопросом помыться. Везде оказались платные души по монеткам, 10 крон
6 минут горячая вода, а у нас были сняты с банкомата купюры по 200 крон, которые никто не мог разменять. По пути наслаждались видами.
В Olderdalen на паромной переправе оказалось, что паром наш ушел, следующий будет через полтора часа.
Кому интересно расписание и стоимость вот:
Расписание
Стоимость
Кемпингов с душем мы в ближайших окрестностях не нашли, а просто так полтора часа часа сидеть на причале не хотелось и мы двинулись дальше. Душ нашли в Skibotn. Кто-то помимо нас искал администратора и его вызвали. Там тоже стояли автоматы, но администратор сказал, что с жителей кемпинга он берет по 10 крон, а с нас возьмет 40 крон и отключит автомат с монетками. Не соврал. Еще у нас кончалась питьевая вода в баклахах и он дал бесплатно набрать питьевой воды, как показал с ближайшего ледника, и пожелал по-норвежски счастливого пути, правда на английский не смог тоже самое перевести )))). Мало ли кому пригодится, в этом кемпинге можно рассчитываться по карте. Мы же на будущее разменяли свои 200 крон. Тут вайфай был под паролем. Пароль висел на будке администратора. А так в большинстве крупных кемпингах вайфай без пароля и мы иногда парковались рядом, подключались и искали какую-то нужную информацию. Едем дальше крутим головой
По пути попался Троль )))
Далее дорога шла по долине петляя между гор. Из-за деревьев нужный ракурс поймать не удалось
Перед Тромсё дорога улучшилась.
Кто как и мы, без денег, но с палаткой, хочет поехать бюджетно и без кемпингов, то до Тромсё лучше не доезжать, а встать раньше. Уже не помню точно, не доезжая Laksvatn, слева будет живописная зона отдыха с туалетом, для кемперов с утилизатором отходов. Доступ в них по банковской карте. Ей просто надо провести по устройству и туалет откроется, денег при этом не снимают. Вообще про зоны отдыха с туалетом забыл сказать. Большинство из них у нас по пути были закрыты, точнее завинчены на саморезы типа торкс. Странное решение, у меня с собой были головки торкс, можно и открутить, но я этого не говорил, если что Нам так сильно не надо было и мы могли дотерпеть до ближайшей заправки. Кстати, по заправкам. Кто-то в отчетах писал, что в них есть бесплатный душ. Может где дальше, ближе к цивилизации, но нам на всем пути такие не попадались.
В общем заехали мы в Тромсё в районе 22.00, нашли кемпинг поблизости Tromsø Lodge & Camping, администратора не было, но внутри был охранник, приехавший видимо проверить оборудование. На наш вопрос по цене он пытался включить компьютер администратора, даже звонил ему. В общем оказалось, что они берут с кемперов около 300 крон, а т.к. мы хотим поставить палатку, то в 7 утра придет администратор и будет решать сколько с нас взять, но эта сумма точно не более 300 крон. Мы ушли думать в машину. По вайфай узнали, что домик снять там стоит 8 000р. Охранник уехал. И тут оказалось, что доступ на кухню, туалет и в душ у них по картам доступа, коих у нас нет. И что нам тогда в этом кемпинге делать и за что платить? Усталость сыграла свое, уже на свежую голову я вспомнил, что там стояла коробка с картами доступа для убывающих людей. Т.е. они еще в системе прописаны и по ним по-идее можно во все эти помещения попасть. А мы поехали искать место для сна. Все парковки в окрестностях с ограничением на 2 часа в ночное время. У одного из супермаркетов наблюдали картину, как эвакуатор грузил авто с норвежскими номерами и в процессе от туда выскочил сонный человек. Шансы заночевать рядом улетучивались. Вспомнили про место по дороге, про которое я предупредил чуть выше. Решили вернуться туда. Но по дороге около Hundbergan увидели площадку для парковки без ограничений на пригорке над дорогой.
Утром при приготовлении завтрака оказалось, что это парковка при кладбище. А и ладно, живых бояться надо, а не мертвых. Тем более мы ночевали на парковке, а не за оградой кладбища. Позавтракав и выпив кофе выехали в Тромсё.
5го мая мы вьехали в Тромсё. В достопримечательностях стояла местная церковь, мимо которой мы проезжали ночью
А на заднем плане еще достопримечательность, мост в Тромсё
С парковками не разобрались с ходу и заехали в порт на авто, сделали фото из окна и уехали.
С уличными парковками мы тоже не подружились и решили найти подземную с автоматом. Но нашли другую, не совсем оказалось бюджетную, если парковаться не на долго. Мы заезжали в нее дважды на полчаса с нас взяли 21 крону, а за 20 минут 20 крон, час был написан вроде 32 кроны.
Исторический центр мы пробежали за полчаса
В сувенирах Норвегия проявила свою небюджетность, за 4 магнитика и стопочку мы отдали около 2500р на наши
Церковь методистов
Далее мы двинусь к видам на Grindøysundet. Бесплатно можно запарковаться у магазина Coop и пройти пешком.
Кстати по погоде. Нам с ней повезло, ветер ладно, читал в отчетах про проливные дожди, туман на Нордкап и прочих бедах. У нас в большинстве было солнечно, и чуть покапал дождик в Тромсё
Заехали к Elverhøy kirke
Места припарковаться почти не было, было много людей в национальных костюмах, мы решили, что тут какое-то мероприятие, свадьба или что еще, и не стали людей смущать и фотографировать отдельно. А потом разговорив местного, оказалось, что по субботам на службу они сами с радостью одеваются в различные костюмы.
Т.к. Баренцево море мы уже видели, то решили выехать на берег Норвежского. По навигатору на карте нашел, как мне показалось лучшее место для этого и мы выдвинулись в сторону Tromvik. При выезде с острова находится аэропорт, достаточно живописно там было наблюдать посадку самолета при нашем проезде рядом, жалко не успели снять. Из подобных аэропортов, там где мы были, нам запомнился аэропорт в Израиле в Эйлате.
Сам выход в Норвежское море не поразил, зато поразила зеленая вода в заливе
В этом живописном месте мы и устроили обед.
В самом Тромвике ничего живописного не нашли.
На обратном пути навигатор нас завел в тонель под городом, особенно поразили круговые развязки тонеле, по которым пришлось ориентироваться не по навигатору, а по табличкам. В одном месте, проехав круг прямо, мы подъехали к шлагбауму паркинга, при чем он принимал только парковочную карту, пришлось по тонелю на аварийке сдавать назад, а нужный поворот оказался налево. После этого выехали из Тромсё не по мосту, а ради разнообразия по тоннелю. Быстренько сделали фото в зоне безопасности
До Skibotn ехали уже знакомой дорогой.
А далее в сторону границы по Е8 наблюдали как местность постепенно переходит из горной в равнинную
Вдоль дороги река пробила себе живописный каньен, но как не старались, фото ничего не передает, так что фото не будет. И вот мы оказались в запланированном месте, не доезжая Kilpisjärvi, где должна начинаться дорога на Трери́ксрё́сет. Я его вообще видел только на картинке. И вот наша неподготовленность тут подвела. Там все засыпано снегом, и туда добраться можно или пешком местами по пояс в снегу около 20 км, или на лыжах или снегоходе.
Лыж и снегохода у нас не было, а пешком на ночь глядя куда-то идти желания не было и мы двинулись в сторону Шведской границы, желая что-нибудь найти по пути. А по пути был какой то неимоверный слет кемперов, они стояли везде, и занимали часть проезжей части на протяжении пары км точно.
Т.к. в Трери́ксрё́сет мы не попали, а из Норвегии уже выехали, то приняли решение чуть прокатиться по Швеции, а не как планировали выехать из евросоюза домой.
Границу в Швецию перешли рядом с Karesuvanto свернув на Е45. И далее уже искали место для ночевки. Места оказались более дикие и мест для ночевки не впритык к трассе не было, а те что были, были засыпаны снегом, куда жена боялась чтоб я ехал, хотя у нас две лопаты, да и трос если что, да и снег не особо глубокий. Но в одно решили заехать, буксовал немного только при развороте.
И вот вечернее Норвежское пиво с Норвежской красной рыбкой.
Все решились буквально за день, закинули с женой теплую одежду, палатки спальники в багажник, горелки, газ, турпосуду, 2 баклахи по 5л воды, крупы, тушонки и выехали. Перед поездкой поменял старые тормоза на комплект от RS, при этом поменял все фильтры, масло, так что машина была готова.
Главными точками решили посетить Киркинес, т.к. по службе наблюдал там за военными судами и в живую хотел посмотреть, Нордкап типа гламурного северного края европы, фьерды по пути, Тромсе с выходом в Норвежское море и на обратном пути в РФ посетить Трери́ксрё́сет место пересечения трех границ Норвегии, Швеции и Финляндии, где можно бегать по кругу, отмечаясь в каждой стране, ну и что найдем по пути, то все наше.
Ехать решили через Мурманск, хотя и навигатор и отчеты других людей вели через финляндию через Ивало, но мы решили пойти своим путем.
В 3.30 2го мая встретили рассвет где-то по пути на Кандалакшу. За фото заранее прошу прощения, в прошлых отчетах фото делали полупрофессионалы на дорогом оборудовании, мы делали фото на мыльницу и телефон.
Перед Кандалакшей начались наши красоты в виде гор
В Мурманске посетили Алешу
С котом Семеном на дорожку
Ждущая
И чуть погуляли по городу. А вот о главном зыбыли. О гринкарте. Вспомнили о ней только подъезжая к Заполярному и понимая, что ларьков с надписью "Гринкарта" мы не видели ни одного. На заправке нас отправили в гостиницу в Никель, а там мы узнали, что надо ехать на заправку Роснефти в Никеле. В Никеле я был в командировке проездом в Раякоски, город добавил впечатлений к полузаброшенным городам типа Туманного. Для жителя северной столицы оставляет несгладимое впечатление.
На заправке нам дали телефон женщины, та запросила данные на машину, данные паспорта и минут через 15ть привезла гринкарту. Мы за это время дозаправились до полного бака и запрятали тушенку. Время было 22.00, женщина с гринкартой что-то непонятное говорила про погран переход. На самом погран переходе в Борисоглебском оказалось, что он не круглосуточный, а работает с 7.30 до 21.30, а мы то уже привыкли к хорошему. И все ближайшие переходы тоже закрыты. Вернулись в Никель и погуглив цены на гостиницы легли спать в машине.
Поэтому кто поедет так же как мы, то купите гринкарту заранее и выбирайте время тщательнее.
3 мая в 7.30 утра мы на погран переходе были вторыми. Наш таможенник долго шмонал, обыскивал все сумки и все нычки в машине, подкапотку, тушенку не нашел и что там еще искал тоже.
На норвежской таможне поразило здание, балки крыши ее доходили до земли, а снаружи здание как здание.
Норвежский таможенник долго пытался понять как мы собираемся выезжать из Норвегии, т.к. название Трери́ксрё́сет я никак не мог вспомнить и выговорить, их устроил пункт проезда Салла, где мы изначально планировали выезд, плюс попросил распечатку с карты, у меня оказалась на телефоне смс с последней покупкой и остатком на карте, его это устроило. При беглом осмотре авто только попросил снять все ароматизаторы с салонного зеркала, т.к. норвежская полиция к ним придирается, как к ограничителю обзора. В дьютик не заезжали, т.к. планировали очень бюджетно провести выходные.
И вот первый тонель
И мы над Киркинесом готовим на горелке утренний кофе с живописным видом.
Навестили памятник советскому солдату. Памятник ухоженный, со свежими цветами.
На центральной площади историческая выставка фото и памятник гуглится как Матери и Война
Но на месте мы прочитали, что эта дама организовала первый деткий лагерь. где производила обучение местных детей. На фото население мало чем отличается от тех, что у наз называют чукча.
Вроде и говорят, что в Киркинесе много русских, но мы не встретили ни одного.
Рядом с русским посольством нашли табличку о бедном Фруде Берга, арестованном в Москве. Кому интересно, могу кинуть одну ссылку
Военных кораблей и их баз не видно, а где может и видно, там таблички предупреждающие о запретных зонах. Испытывать судьбу не стали, и не смотря на вопли навигатора поехали более длинным, но как нам показалось более живописным маршрутом на Нордкап.
По пути местное творчество
Повторюсь, отчеты мы подробно не читали, поездка была экспромтом, может и проехали что-то более интересное, но нам увиденное понравилось.
Первое знакомство с оленями
По пути попалась кирха, нагуглилась как Tana kirke at Rustefjelbma.
Рядом есть табличка на русском языке "В память о пожарах и разрушениях, принудительной эвакуации, бегстве и освобождении осенью 1944 года." Суть ее в том, что немцы при отступлении из Норвегии применили тактику выжженной земли в Финмарке и Северном Тромсё, много гражданских погибло. Освободила ее Красная армия, остановившаяся в этом поселке в ноябре 1944 года. Не знаю какой из нагуглившихся ресурсов сюда привести, в общем кому будет интересно, нагуглит. Мы сюда попали случайно.
И вот за очередным поворотом нам открылся вид первого фьерда Tanafjorden:
Вроде ничего не обычного, коса Баренцева моря как будто разрезала землю острым предметом, но все равно захватывает. Фьердов мы наснимали много, но на мониторе все равно не передать всей красоты.
По этому поводу решили устроить в живописном месте обед:
И далее дорога шла через снежную долину, где местные до сих пор рассекают на снегоходах
Porsangerfjorden
На сам Нордкап ведет череда тоннелей.
Чаще они просто сквозь горы. А вот на остров ведет тонель с уклоном 10% и длиной около 5 км. Где-то нам нагуглилось, что платный, мы проехали туда и обратно бесплатно. На сам мыс тоже заехали бесплатно. Шлагбаум был открыт.
Нордкап
На мысу было +3 и сильный ветер. Помимо нас оказалась местная машина с лыжниками, поставившими палатку в монументе детского творчества и Ленд ровер из Питера. Потом приехал мерседес с датскими номерами и не славянской молодежью, пешком им пройти было влом и они проехали по пешеходной дорожке до самого глобуса, благо не долго там тусили и замерзнув, уехали.
Вид на Баренцево море
Толи погода так сыграла, толи еще что, но как-то мы этим местом не впечатлилсь, был бы вход платным, былоб еще печальнее. Дорога вдоль скал и по тоннелям нас впечатлила больше
Кстати, если кто еще поедет в мае на Нордкап, хоть дорогу и чистят, но сильным ветром сугробы все равно сметает на дорогу и местами на лете не очень приятно.
В отчетах читал, что люди останавливались ночевать прямо на парковке на этом мысу. Но как-то погода к такому не располагала. По пути на Нордкап заезжали в Хоннингсвог в магазин Remi 1000 на разведку. В отчетах читал разницу в ценах в 4ре раза по сравнению с российскими, что у людей на таможне отобрали консервы и они чуть ли не голодали. Я не знаю что это за тушенка была. У нас дешевле 100р уже не тушенка, да и за 150р еще попробуй нормальную найти. А тут в районе 150р на наши (курс кроны около 8р за крону) вполне себе консервы и рыба и мясо, забегая вперед, из привезенной с собой мы через силу сьели только одну банку, в остальном питались местными консервами, рыбой, креветками. Ценник на хлеб удивил только, около 300р за батон. Пиво около 250р за банку, после Германии нас совсем не удивило. В общем купили пива на вечер, закусок, консервов, питьевой воды и безалкогольного пива в дорогу, чек вышел в 1500р и двинулись дальше.
Вообще не ожидали, что с такими частыми остановками и зависанием на каждом повороте мы за день доедем до Нордкапа, думал заночуем раньше. В общем на ночевку решили вставать по пути в Тромсё. В Olderfjord администратора кемпинга не было, ценник нигде не висит, туалетная комната открыта, чистая, душ мы не посмотрели, но можно встать, заночевать, воспользоваться удобствами и до приезда администратора уехать. Мы же решили проехать дальше по шоссе Е6 и нашли бесплатный закуток для отдыха вне дороги. Кругом снег, сильный ветер, палатку решили не ставить и ночевать в машине, перекинув вещи на передние сидения и разложив задние в багажник, образовав прекрасное место для сна. Еще ночуя у Никеля выработали методу, что пакуемся в спальники, прогреваем салон, глушим авто, кто первый встает, включает зажигание и печку и прогревает салон, чтоб не холодно было выползать из спальников. Так этой методе и следовали дальше.
4 мая. Для ночевки спрятались от ветра и лишних глаз за рефрежератором
В принципе ни за ночь ни за утро ни кто на парковку не заезжал и нас не тревожил. С утра завтрак на горелке овсянка с сухофруктами и, вот тут мы взяли такое излишество, как турка для кофе. Ветрище утром не стих. И если котел ветрозащита горелки облегала более менее, то турку обнять она не могла никак. И ветер задувая сверху через ветрозащиту опускал пламя вниз, сжег им напрочь пьезорозжиг и прокладку газовой трубки, что пламя пошло уже от туда. От ветра старался даже сумками закрыть
Благо я вовремя это заметил, выключил газ и у нас с собой была вторая горелка. Больше кофе в турке не готовили. Местность далее была равнинная, скучна. Местами попадались олени. Мы к ним привыкли с первого дня. Первую встречу на видео не засняли, зато потом с регистратора слил видео, качество не очень, можно посмотреть по ссылке на google диске. Заодно видна ширина и качество дорог. Обочины нет. Местные разъезжаются не притормаживая. При чем на дороге такой ширины и даже кажется местами уже мы разъезжались с фурами и автобусами. Потом приноровились к тесноте и габаритам и тоже уже не притормаживали.
Вожу я обычно один. У жены права есть, но стажа нет. Посмотрели мы на местный трафик и пустил ее за руль, чтоб привыкла рулить, ручку переключать и вообще к машине. Скоростной режим 80 км/ч, местные на этих участках тоже не гоняют. Да и вообще машин очень мало. И народ за рулем спокойный, размеренный. У нас я временами сам боюсь маневров окружающих.
По пути к Алта состоялась первая заправка, на смеси английского и норвежского мы с заправщиком поняли друг друга. А вот цены на горючее странные. Ладно в Европе нет своей нефти, но Норвегия же нефтедобывающая, а дизель 119р за литр, 5000р заправка!
По дороге
У Алта дороги улучшились, мы даже подумывали, а не появится ли что-то типа автобана. Но дорога хорошая была только перед и после городка. Внутри Алта на карте достопримечательностей не нашли и проехали его мимо.
По пути попадались на разный вкус водопады из тающего снега
Крупных водопадов мы на карте не нашли.
На каждом шагу с живописными видами есть широкая парковка, где можно спокойно встать и насладиться видом.
Немного видов по пути
На пляже в Burfjord хоть купайся
Но прохладно
Тут мы нашли информацию о пароме в Тромсё. Т.к. туда заезжать и выезжать надо по одной и той же дороге с ходу решили разнообразить поездку.
Заезжали в ближайшие кемпинги с вопросом помыться. Везде оказались платные души по монеткам, 10 крон
6 минут горячая вода, а у нас были сняты с банкомата купюры по 200 крон, которые никто не мог разменять. По пути наслаждались видами.
В Olderdalen на паромной переправе оказалось, что паром наш ушел, следующий будет через полтора часа.
Кому интересно расписание и стоимость вот:
Расписание
Стоимость
Кемпингов с душем мы в ближайших окрестностях не нашли, а просто так полтора часа часа сидеть на причале не хотелось и мы двинулись дальше. Душ нашли в Skibotn. Кто-то помимо нас искал администратора и его вызвали. Там тоже стояли автоматы, но администратор сказал, что с жителей кемпинга он берет по 10 крон, а с нас возьмет 40 крон и отключит автомат с монетками. Не соврал. Еще у нас кончалась питьевая вода в баклахах и он дал бесплатно набрать питьевой воды, как показал с ближайшего ледника, и пожелал по-норвежски счастливого пути, правда на английский не смог тоже самое перевести )))). Мало ли кому пригодится, в этом кемпинге можно рассчитываться по карте. Мы же на будущее разменяли свои 200 крон. Тут вайфай был под паролем. Пароль висел на будке администратора. А так в большинстве крупных кемпингах вайфай без пароля и мы иногда парковались рядом, подключались и искали какую-то нужную информацию. Едем дальше крутим головой
По пути попался Троль )))
Далее дорога шла по долине петляя между гор. Из-за деревьев нужный ракурс поймать не удалось
Перед Тромсё дорога улучшилась.
Кто как и мы, без денег, но с палаткой, хочет поехать бюджетно и без кемпингов, то до Тромсё лучше не доезжать, а встать раньше. Уже не помню точно, не доезжая Laksvatn, слева будет живописная зона отдыха с туалетом, для кемперов с утилизатором отходов. Доступ в них по банковской карте. Ей просто надо провести по устройству и туалет откроется, денег при этом не снимают. Вообще про зоны отдыха с туалетом забыл сказать. Большинство из них у нас по пути были закрыты, точнее завинчены на саморезы типа торкс. Странное решение, у меня с собой были головки торкс, можно и открутить, но я этого не говорил, если что Нам так сильно не надо было и мы могли дотерпеть до ближайшей заправки. Кстати, по заправкам. Кто-то в отчетах писал, что в них есть бесплатный душ. Может где дальше, ближе к цивилизации, но нам на всем пути такие не попадались.
В общем заехали мы в Тромсё в районе 22.00, нашли кемпинг поблизости Tromsø Lodge & Camping, администратора не было, но внутри был охранник, приехавший видимо проверить оборудование. На наш вопрос по цене он пытался включить компьютер администратора, даже звонил ему. В общем оказалось, что они берут с кемперов около 300 крон, а т.к. мы хотим поставить палатку, то в 7 утра придет администратор и будет решать сколько с нас взять, но эта сумма точно не более 300 крон. Мы ушли думать в машину. По вайфай узнали, что домик снять там стоит 8 000р. Охранник уехал. И тут оказалось, что доступ на кухню, туалет и в душ у них по картам доступа, коих у нас нет. И что нам тогда в этом кемпинге делать и за что платить? Усталость сыграла свое, уже на свежую голову я вспомнил, что там стояла коробка с картами доступа для убывающих людей. Т.е. они еще в системе прописаны и по ним по-идее можно во все эти помещения попасть. А мы поехали искать место для сна. Все парковки в окрестностях с ограничением на 2 часа в ночное время. У одного из супермаркетов наблюдали картину, как эвакуатор грузил авто с норвежскими номерами и в процессе от туда выскочил сонный человек. Шансы заночевать рядом улетучивались. Вспомнили про место по дороге, про которое я предупредил чуть выше. Решили вернуться туда. Но по дороге около Hundbergan увидели площадку для парковки без ограничений на пригорке над дорогой.
Утром при приготовлении завтрака оказалось, что это парковка при кладбище. А и ладно, живых бояться надо, а не мертвых. Тем более мы ночевали на парковке, а не за оградой кладбища. Позавтракав и выпив кофе выехали в Тромсё.
5го мая мы вьехали в Тромсё. В достопримечательностях стояла местная церковь, мимо которой мы проезжали ночью
А на заднем плане еще достопримечательность, мост в Тромсё
С парковками не разобрались с ходу и заехали в порт на авто, сделали фото из окна и уехали.
С уличными парковками мы тоже не подружились и решили найти подземную с автоматом. Но нашли другую, не совсем оказалось бюджетную, если парковаться не на долго. Мы заезжали в нее дважды на полчаса с нас взяли 21 крону, а за 20 минут 20 крон, час был написан вроде 32 кроны.
Исторический центр мы пробежали за полчаса
В сувенирах Норвегия проявила свою небюджетность, за 4 магнитика и стопочку мы отдали около 2500р на наши
Церковь методистов
Далее мы двинусь к видам на Grindøysundet. Бесплатно можно запарковаться у магазина Coop и пройти пешком.
Кстати по погоде. Нам с ней повезло, ветер ладно, читал в отчетах про проливные дожди, туман на Нордкап и прочих бедах. У нас в большинстве было солнечно, и чуть покапал дождик в Тромсё
Заехали к Elverhøy kirke
Места припарковаться почти не было, было много людей в национальных костюмах, мы решили, что тут какое-то мероприятие, свадьба или что еще, и не стали людей смущать и фотографировать отдельно. А потом разговорив местного, оказалось, что по субботам на службу они сами с радостью одеваются в различные костюмы.
Т.к. Баренцево море мы уже видели, то решили выехать на берег Норвежского. По навигатору на карте нашел, как мне показалось лучшее место для этого и мы выдвинулись в сторону Tromvik. При выезде с острова находится аэропорт, достаточно живописно там было наблюдать посадку самолета при нашем проезде рядом, жалко не успели снять. Из подобных аэропортов, там где мы были, нам запомнился аэропорт в Израиле в Эйлате.
Сам выход в Норвежское море не поразил, зато поразила зеленая вода в заливе
В этом живописном месте мы и устроили обед.
В самом Тромвике ничего живописного не нашли.
На обратном пути навигатор нас завел в тонель под городом, особенно поразили круговые развязки тонеле, по которым пришлось ориентироваться не по навигатору, а по табличкам. В одном месте, проехав круг прямо, мы подъехали к шлагбауму паркинга, при чем он принимал только парковочную карту, пришлось по тонелю на аварийке сдавать назад, а нужный поворот оказался налево. После этого выехали из Тромсё не по мосту, а ради разнообразия по тоннелю. Быстренько сделали фото в зоне безопасности
До Skibotn ехали уже знакомой дорогой.
А далее в сторону границы по Е8 наблюдали как местность постепенно переходит из горной в равнинную
Вдоль дороги река пробила себе живописный каньен, но как не старались, фото ничего не передает, так что фото не будет. И вот мы оказались в запланированном месте, не доезжая Kilpisjärvi, где должна начинаться дорога на Трери́ксрё́сет. Я его вообще видел только на картинке. И вот наша неподготовленность тут подвела. Там все засыпано снегом, и туда добраться можно или пешком местами по пояс в снегу около 20 км, или на лыжах или снегоходе.
Лыж и снегохода у нас не было, а пешком на ночь глядя куда-то идти желания не было и мы двинулись в сторону Шведской границы, желая что-нибудь найти по пути. А по пути был какой то неимоверный слет кемперов, они стояли везде, и занимали часть проезжей части на протяжении пары км точно.
Т.к. в Трери́ксрё́сет мы не попали, а из Норвегии уже выехали, то приняли решение чуть прокатиться по Швеции, а не как планировали выехать из евросоюза домой.
Границу в Швецию перешли рядом с Karesuvanto свернув на Е45. И далее уже искали место для ночевки. Места оказались более дикие и мест для ночевки не впритык к трассе не было, а те что были, были засыпаны снегом, куда жена боялась чтоб я ехал, хотя у нас две лопаты, да и трос если что, да и снег не особо глубокий. Но в одно решили заехать, буксовал немного только при развороте.
И вот вечернее Норвежское пиво с Норвежской красной рыбкой.