• 29 Апрель 2024, 04:22:22
  • Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.



Новости:


ФОТОГРАФИИ СО ВСТРЕЧ ПРИСЫЛАЙ НА
photo@skoda-piter.ru

Расширенный поиск  

Автор Тема: Ксенон - что это такое? Доступными словами о сложном.  (Прочитано 12641 раз)

Оффлайн Gravicapa

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2117
    • Просмотр профиля
    • Две фишки
Сразу хочу отметить, что данная статья написана про так называемый "кустарный" ксенон. Про тот, который устанавливается в обычные фары вместо галогеновых ламп и продаётся на рынках, а не заказывается штатно с машиной с завода. Споры у таком оборудовании не утихнут никогда, будут как сторонники, так и противники. Цель моего произведения не сравнивать что лучше, а что хуже. Я хочу, чтобы после прочтения, Вы поняли саму суть вносимых изменений и объём работ. А дальше каждый решит для себя - надо ему это или нет. Хочу сразу же ответить "умным" людям - я никого не агитирую!!!
Я осознанно не углубляюсь в технические дебри, а пишу доступным всем языком. Если у кого то возникнут вопросы, я готов дополнить текст техническими параметрами и более "умными"  терминами. Фирмы производители я тоже не привожу сознательно - только среднюю цену комплекта на 01.02.2008 год.
Решил я написать этот опус по нескольким причинам:
1) Я сам, когда - то, не совсем представлял себе, что такое ксенон. Информации технической кругом много, а простых и доступных объяснений практически нет.
2) Не осведомлёностью людей пользуются продавцы, которые продают комплекты ксенона не указывая его поколение ,за низкую стоимость, мотивируя это тем, что это "тоже самое, что и у других, в другом корпусе, но сделанное в Китае". Поэтому и дешевле, при том же качестве. При этом сравнение 3-го поколения идёт с комплектами 4-го и 5-го поколения, продавцы с завидным упорством и "непониманием вопросов" скрывают сайты производителей, технические характеристики, описание своего товара. Причём их театральным качествам позавидовал бы актёр театра.
3) Многие думают, что установить ксенон очень сложно. В действительности это очень легко и абсолютно каждый может это сделать своими руками прямо у себя во дворе минут за 30.

И так:

1) Немного истории и объяснений.
Галогеновая лампа используется в фарах уже давно и из за массовости производства цена данного продукта спустилась до 50 руб. за обычную лампу. Есть, конечно, и более дорогие экземпляры по 500 - 700 руб. за лампу. Но принцип работы их одинаков. Он такой же, как у обычной лампочки в люстре - нить накала в газовой колбе. Стоимость ламп зависит от страны производителя, усточивости нити к тряске и перепадам температур, газа - наполнителя колбы. Плюсы данных ламп - простота замены и доступность в любом ларьке.
Ксенон пробивает себе дорогу относительно недавно. Так как изначально он стоил безумных денег и занимал под капотом кучу места, широкого распространения он не получил. Его могли позволить себе люди с высоким достатком, и развитие процесса шло не так сильно, как хотелось бы. Но прогресс не стоит на месте и с появлением новой элементной базы ксенон стал доступен. В ксеноновой лампе нет нити накаливания - горит как бы сам газ. Но для его возгорания и поддержания в работе  необходимо очень высокое напряжение (порядка 23 кв). Для этого используются "блоки поджига", которые создают необходимое напряжение для работы лампы. Питаются блоки от напряжения бортовой сети автомобиля (12 вольт). Лампа устанавливается в фару на место обычной галогеновой лампы без переделок. Вмешательство только одно - от лампы идут провода к блокам. Так как "запихнуть" весь комплект (лампа + плок поджига) под крышку фары в данный момент времени невозможно (блоки большие), то блоки крепят вне фары на корпус автомобиля, а сквозь защитную крышку пропускают провода сквозь просверленные отверстия.

2) Что лучше и почему?
Галоген.
Минусы: высокая температура, которую выделяет лампа при работе. Фары в последнее время делают из "пластика"  - дань безопасности. Пластик со временем желтеет, грязь "вплавляется" в стекло - сокращается срок службы фары. Так же рабочая мощность галогеновой лампы высока (55\65 ватт), что "разряжает" ваш аккумулятор. Плюс тряски выводят из строя нить накала. При дожде, и снеге галогеновый свет не может "пробить" стену воды и видимость снижается в разы.
Плюсы: низкая стоимость, доступность, возможность совместить ближний и дальний свет в одной лампе (H4), "мгновенная" готовность к работе.
Ксенон.
Плюсы: низкая температура, выделяемая лампой (практически в два раза меньше галогеновой). Рабочая мощность лампы 35 ватт. Устойчивость к тряске и огромное время наработки на отказ лампы (быстрее газ поменяет свои свойства). У ксенона "пробивная" способность на порядок выше галогена, поэтому в снег и дождь вы будете освещать дорогу достаточно далеко для безопасного движения и маневрирования. Днём ксеноновый свет виден издалека - водители и пешеходы заметят вас гораздо раньше. Ну и всет - свет вне конкуренции. Выедете на неосвещённый участок и сравните - комментарии излишни.
Минусы: высокая стоимость ламп и блоков поджига (от 2500 до 12500 за комплект). Ксеноновые лампы можно купить только в специализированных магазинах, поэтому в запасе лучше возить галогенки. Лампы отличаются по клеммам соединений - нужна лампа именно того производителя, чьи блоки у вас установлены. Пока ещё высокий пусковой ток от 7 до 12 ампер(против 5 ампер галогена). Невозможность сделать ближний\дальний свет в одной лампе, по причине отсутствия нити накала. Наличие хорошо отрегулированных и качественных фар - ксенон очень ярко светит, и при не правильной регулировке вы будете слепить встречных водителей. Поэтому после установки комплекта обязательно посетите стенд - руками вы ничего не настроите. Ну и время готовности лампы около 5 секунд.

3) Би ксенон и Моно ксенон.
Всё очень просто: рассмотрим лампу H4 :так как в галогеновой лампе две спирали (ближний верхняя\дальний нижняя) , а в ксеноновой лампе спирали нет, то вокруг колбы просто крутится "шторка", которая отсекает свет либо снизу (ближний свет) либо сверху (дальний свет). Шторка, к сожалению, очень не надёжна. Да и стоимость БИ практически в два раза больше, чем МОНО. Би ксенон подлючать более сложно - дополнительный провод через реле на аккумулятор. Моно подключается прямо к разъёму в фаре без дополнительных вмешательств. Но с Моно на цоколе H4 вы остаётесь без дальнего света вообще, причём без вариантов.
 
4) Как это работает?
Для того, чтобы газ в лампе загорелся, нужно его "пождечь" высоковольтной дугой. Далее газ стабилизируется и "входит в рабочий режим". Время поджига - самое критическое. Пусковые токи велики, свет разгорается определённое время. Далее токи падают.
Начнём с блоков розжига. Появилась даже "классификация" по поколениям, хотя она весьма относительна. На данный момент поколений 5 -  1,2,3,4,5.Первые два поколения ушли в небытие по причине больших габаритов и высоких токов. На рынке в данный момент представлены с 3 по 5 поколение. В комплект к ним идут лампы соответствующего качества. Каждая фирма делает свои блоки и свои лампы (бывает, что лампы закупают у других производителей). Про лампы отдельно чуть позже. Суть одна - цена комплекта состоит из блок+лампа. Хотя можно купить всё и по отдельности.
3 -е поколение. Блок собран в одном корпусе. Элементная база устаревшая (разработка 2005года). Большой пусковой ток - 10 - 12 ампер. Долгое время стабилизации дуги (около 10 сек.), высокий отказ при частом вкл.\выкл. Вероятность "пробоя" высоковольтной части блока на корпус автомобиля (около 1000 вольт при низком токе на корпус автомобиля). Так же большие размеры блока и низкое качество изготовления(кто и где их только сейчас не производит). Контроль за сборкой практически отсутствует - цена определяет всё. Привлекательна цена - около 100 долларов за комплект с лампами. Очень бюджетный вариант. Для снижения цены комплектуются состветствующего качества лампами непонятно чьего производства. Бывает и так, что блоки вообще "без имени". Стоимость на рынке моно ксенона около 2500 руб.
4 - е поколение. Высоковольтный блок вынесен в отдельный модуль, залитый в пластик для предотвращения пробоя на корпус. Сам блок выполнен на достаточно современной элементной базе (разработка 2006 года). Гуманный пусковой ток 8 ампер, в комплекте более качественные лампы. Собираются на нормальных линиях и при достойном контроле. Время готовности лампы - 5 секунд. Возможность моргать Моно ксеноном (вкл.\выкл.) без последствий для ламп и блоков. Стоимость комплекта моно ксенона около 6000 руб.
5 - е поколение. Высоковольтный блок вынесен в отдельный модуль, основной блок очень маленьких размеров за счёт современной элементной базы (разработка 2007 года). Пусковой ток 6 ампер(как у галогена). Время готовности лампы - 3 -5 секунд. Все плюсы 4- го поколения, описанные выше. Из минусов - пока ещё высокая температура блоков при работе. Но над этот недостаток уже устраняют. Цена комплекта моно ксенона около 5500 (за счёт применения микросхем стоимость производства снизилась).
  Маленькое отступление: я привёл МИНИМАЛЬНЫЕ средние цены на комплекты моно ксенона. Более "навороченные" фирмы продают свой продукт дороже (цена может доходить до 12500 руб). Что они дают за свои деньги: большую гарантию (2 года против 1-го), более "чистый" свет лампы, низкое время стабилизации дуги, низкие  токи, более "щадящий" режим старта. Так же более низкий порог минимального напряжения аккумулятора. При снижении напряжения ксеноновая лампа начинает "стробоскопить". Это особенно присуще 3-му поколению ксенона.
 Есть ещё блоки с "обманкой". Если электроника автомобиля контролирует целостность лампы(обрыв спирали), то включить ксеноновую лампу, с которой нет спирали вообще, будет невозможно - компьютер отключит подачу напряжения. Для этого существуют блоки с "обманкой", которые говорят компьютеру, что спираль цела.

5) Лампы, что за цифры, какие цоколи?
Цифры : ксеноновые лампы различаются по спектру свечения. Начинается он от 4300 (слегка желтоватый), далее 5000 (белый), 6000 (голубоватый). Далее рассматривать не буду, потому как с тем светом ездить нельзя вообще, согласно ПДД. Для человеческого глаза лучше спектр 4300. Но и 5000 вполне комфортно воспринимается на дороге. 6000 - зимой несколько "напрягает" голубизной на снегу, на любителя. Лампы нужно покупать под блоки, так как соединения и рабочие параметры у всех отличаются.
Цоколь: в фаре есть посадочное место для лампы, там она крепится и центруется относительно отражателей. В Октавии установлены H4 - ближний\дальний свет, H3 - противотуманные фары. В "линзованной" оптике с раздельным ближним\дальним  установлены лампы H1. Маркировку цоколя можно узнать из инструкции по эксплуатации ТС. Лампа обязательно должна быть нужного цоколя - переходников в природе не существует (есть исключения, но они в данном случае не применимы). Цена лампы определяет её качество - так как производство лампы - очень ответственный процесс, то "чистота" вакуума, в котором происходит закачка газа, играет важную роль. Чем "чище" производство, тем качественнее свет. Так как создать "чистый" вакуум дорого, то чем он "чище", тем дороже тех. процесс - дороже продукт.

6) Можно или нельзя?
На данный момент по закону установка "кустарного" ксенона не запрещена. Есть рекомендации, что ксеноновые фары должны быть оснащены омывателями и   автокорректором фар.
Устанавливая ксенон необходимо руководствоваться ГОСТ Р 51709-2001 (нас интересует пункт 4.3),
http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/Gr51709-2001.htm
в который внесены поправки  N 11 от 2007 (нас интересует пункт 4.3.2.2):
http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/Gr51709-2001-7.htm
Так же есть требование, что головной свет ТС должен быть либо жёлтого, либо белого цвета.
В любом случае, устанавливаем ли мы ксенон сами, у дилера, в сервисе  - мы вносим изменения в конструкцию транспортного средства, что противозаконно.
В итоге:
Если цвет ксенона белый, а это лампы 4300 и 5000, то мы только нарушаем ч.1 ст. 12.5. КоАП РФ – предупреждение или штраф в размере 100 рублей. Причем есть у вас корректор или нет - это всё равно, так как ксенон не заводской. И тех. осмотр честно не пройти, по той же причине.
Если цвет ксенона голубоватый, а это лампы выше 5000, то лишение прав на срок от месяца до полугода за нарушение ПДД "Правила световых приборов".
Сразу хочу отметить, что фара, предназначенная для галогена, отличается отражателем от ксеноновой. Поэтому корректировка фар в ручную у стенки невозможна, слишком большой пучок рассеивания света.

7) Как установить?
Моно ксенон. Рассмотрю только его, потому что устанавливал только Моно. Если кто устанавливал сам БИ, то отпишитесь - дополню шапку.
Открываем фару сзади (снимаем крышку). Вынимаем галогеновую лампу, устанавливаем на её место ксеноновую.
Сверлим в крышке отверстие под провода и продеваем сквозь него разъёмы и провода от лампы. Вставляем резиновую заглушку (в комплекте с лампой).
Берём разъём машины, который одевался на "попу" галогеновой лампы. Там три прорези - "-" и два "+" (ближний\дальний). Нам нужны только два : "-" и "+" ближнего. Вставляем "лепестки" от лампы в нужные места разъёма. Обматываем соединение изолентой, на всякий случай.
Закрываем крышку.
Присверливаем блоки к корпусу автомобиля, изолируя на всякий случай соединения (проще прикрепить к корпусу пластину из не проводящего материала и прикрепить блоки к ней). Разместите блоки так, чтобы на них не попадала вода и грязь. Хоть блоки и герменичны, но рисковать не стоит.
Соединяем разъёмы блоков и лампы (по другому не соедините, защита от "дурака" присутствует.
ВСЁ!
Тоже делаем с со второй фарой. Весь процесс, при подготовке дома необходимых вещей, займёт 20 минут от силы, и то в первый раз.
ЕДЕМ НА СТЕНД ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР!!!!! Уважайте себя и людей на дороге!

Я надеюсь, что теперь вопросов по ксенону стало меньше и вы отдаёте себе отчёт, за что производитель берёт те или иные деньги за свой продукт, и что товар стоимостью 100 долларов отличается от 200 долларового не только производителем, но и техническими характеристиками блоков и качеством ламп. Помните так же поговороку - скупой платит дважды, а в случае с автомобилем не в дважды, а в порядки. Если не умеете или сомневаетесь, но при этом горите желанием поставить себе ксенон - обратитесь в установочный центр. Комплекты купите сами (ну или в центре). Много денег за установку с вас не возьмут - от 2500 до 3000 руб. Зато вы будете спать спокойно. Хотя установщики сделают абсолютно тоже самое, что я описал выше.
При жёсткой конкуренции в данном сегменте рынка можно надеяться, что через несколько лет блоки станут ещё совершеннее и надёжнее.

Так как я не претендую на звание "всё знающего", то моё творение может содержать некоторые неточности. Поэтому обоснованная критика только приветствуется. Я просто свёл воедино кучу информации, полученной на сайтах - производителей ксенона, форумов других марок автомобилей, личного опыта, журналов "За рулём" и т.д. Повторюсь - цель объяснить доступными словами обычному, не подготовленному человеку, что такое "ксенон своими руками".

Удачи в выборе и установке!

Хочу отдельно сказать про "родной" ксенон в SuperB - там шторка встроена в линзу ксеноновой части фары. Но это скорее исключение из правил. Сегодня на соревнованиях посмотрел - шторка действительно работает. Извини, haller, что сомневался - ты был абсолютно прав в нашем споре, что только подтверждает твои знания.

При использовании материалов этой статьи ссылка на сайт
http://www.skoda-piter.ru/
обязательна!
Уважайте чужой труд.  ;) Два часа писал  сей опус от начала до конца, потом ошибки проверял :D
« Последнее редактирование: 19 Октябрь 2008, 21:06:02 от Gravicapa »

mokhir

  • Гость
Прочитал и приятно стало, что так коротко и грамотно. Для людей которые с этим не сталкивались и хотят -ты сам не знаеш сколько времени с экономил. Хотя при любом раскладе будет два лагеря: "ЗА" и "ПРОТИВ". Уважаю людей изучающих и владеющих вопросами не поверхностно, а практически досконально, с аргументами. Сейча это называется профиссионализм.

Оффлайн Gravicapa

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2117
    • Просмотр профиля
    • Две фишки
Цитировать
Для людей которые с этим не сталкивались и хотят -ты сам не знаеш сколько времени с экономил.
Знаю, я сам столько же потратил, когда начинал с "0" изучать сей вопрос. Поэтому и решил поделиться этой информацией с людьми, дабы съэкономить Ваше время. Спасибо за положительную оценку моего труда.  :bt:
По поводу "за" и "против" - это другая тема. И она была, есть и будет всегда.
« Последнее редактирование: 04 Март 2008, 00:20:19 от Gravicapa »

leon 78

  • Гость
Да, этот материал заслуживает особой благодарности. Саша спасибо, за ЛИКБЕЗ. Главное все грамотно и очень доходчиво написано. :ay: :ay: :ay: :bt:

Оффлайн Сергей СПб

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2200
  • октавия 1,8Т пуля цвета "глубокий океан":)
    • Просмотр профиля
Интересно. А если биксенон очень редко переключать на дальний свет, то лампочки быдут ходить так же долго как простой ксенон??
Мебель со склада и под заказ России, Италии, Китая.
Кухни, шкафы-купе (производство).

Оффлайн Gravicapa

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2117
    • Просмотр профиля
    • Две фишки
Интересно. А если биксенон очень редко переключать на дальний свет, то лампочки быдут ходить так же долго как простой ксенон??
Ну почитай повнимательней. Лампочка проходит столько же, сломается шторка. В современном БИ можно её менять отдельно от лампы. Плохо, если её "заклинит" где то в середине. Тогда будешь слепить вообще всех. Да и цена БИ неоправданно высока, по сравнению с МОНО. Если бы на 1000 руб., тогда да. А так где то на 30-40 % выше, и нареканий по надёжности данного механизма на форумах много. Да и зачем? Света и так предостаточно, а моргнуть можно вкл.\выкл. фару.
« Последнее редактирование: 05 Март 2008, 10:06:29 от Gravicapa »

Оффлайн stas_tour

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2839
  • На боевом посту
    • Просмотр профиля
Насколько я понимаю, как на стенде не регулируй при изменении загрузки машины слепить встречных будет все равно.
А про техосмотр можно подробнее?
Если перед техосмотром отрегулировать фары и не меняя загрузки машины приехать на техосмотр, то стенд машина imho должна пройти
Про внесение изменений в транспорпортное средство тоже вопрос: На Октавию есть штатный комплект ксенона, то есть он разрешен к установке заводом изготовителем. То есть весь вопрос в визуальном определении переделки фар
  • VW T5GP Caravelle Long 2012
Ваз 2101 1973-> Passat B3 1993 ->Octavia tour 2007->Passat B6 2008-> Caravelle t5gp 2012

Оффлайн Bovad

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2528
  • Зубаро
    • Просмотр профиля
Насколько я понимаю, как на стенде не регулируй при изменении загрузки машины слепить встречных будет все равно.
А про техосмотр можно подробнее?
Если перед техосмотром отрегулировать фары и не меняя загрузки машины приехать на техосмотр, то стенд машина imho должна пройти
Про внесение изменений в транспорпортное средство тоже вопрос: На Октавию есть штатный комплект ксенона, то есть он разрешен к установке заводом изготовителем. То есть весь вопрос в визуальном определении переделки фар
Да, штатный есть! Только фары для штатного ксенона ввыглядят немного иначе! На месте, где стоит галогеновая лампа находится большая линза, типа как в птф, но больше!
Diamonds are for girls only wise men follow the stars
http://www.sti-club.su/

Оффлайн Gravicapa

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2117
    • Просмотр профиля
    • Две фишки
Насколько я понимаю, как на стенде не регулируй при изменении загрузки машины слепить встречных будет все равно.
Так же, как и галоген, чуть сильнее может быть.
Цитировать
Про внесение изменений в транспорпортное средство тоже вопрос: На Октавию есть штатный комплект ксенона, то есть он разрешен к установке заводом изготовителем. То есть весь вопрос в визуальном определении переделки фар
Любые изменения внесённые в конструкцию автомобиля, произведенные вне завода, даже при условии сертификатов попадают по закону под конструктивное изменение ТС - ч.1 ст. 12.5. КоАП РФ. Только при условии получения письменного разрешения и сертификациит в Гор. ГАИ это не будет нарушением.
Собственно поэтому и не пройти тех. осмотр. А не потому, что фары отрегулированы не правильно.  ;)
« Последнее редактирование: 12 Март 2008, 19:38:13 от Gravicapa »

Оффлайн AMG

  • Ветеран Шкодаводства
  • *******
  • Сообщений: 2851
    • Просмотр профиля
Сообщения не по теме удалены. Оставлено только то, что оставлено...
Ford Escort, Skoda Fabia I, Skoda Octavia Tour, Kia Ceed I, Skoda Octavia A5, Skoda Rapid

 

Пользователь ресурса в полном объеме несет ответственность за всю информацию размещаемую им самим в пределах предоставленного ему web-пространства (форум Шкода клуб Питер) , доступную из сети Интернет. Администрация клуба не несет никакой ответственности за информацию, размещенную на сервере Пользователями сервиса и (или) третьими лицами.






SMF 2.0.19 | SMF © 2011, Simple Machines | Мобильная версия